Портфолио – один из самых важных карьерных инструментов для специалистов, связанных с творческой сферой деятельности – дизайнеров, иллюстраторов, аниматоров. Впрочем, хорошо собранное портфолио может помочь и представителям других профессий, например программистам, маркетологам, копирайтерам и всем тем, чья работа носит проектный характер.
Портфолио – это показатель опыта и залог вашей прибыли. Чем больше кейсов будет в нем, и чем информативнее они будут, тем больше заказчик или работодатель сможет узнать о вас, как о профессионале. Нередко хорошее портфолио помогает пропустить этап тестового задания и сразу перейти к работе.
Из чего состоит?
Основу вашего портфолио должны составлять работы, связанные с конкретной профессиональной сферой интересов – не стоит смешивать в портфолио все собственные наработки. В первую очередь, портфолио должно соответствовать требованиям вакансии — вряд ли от графического дизайнера будут ожидаться кейсы по написанию текстов или примеры решения маркетинговых задач. В то же время, в редких случаях, при трудоустройстве на междисциплинарные специальности может потребоваться и смешанное портфолио.
Основной образующий элемент портфолио – это кейс. Под этим понятием принято понимать пример рабочей задачи, в котором последовательно продемонстрированы вводные данные, процесс работы и результат. В отдельных случаях процесс работы может быть намеренно опущен, а кейс в таком случае будет состоять из вводных данных и результата. Цель кейса – показать то, как вы подходите к решению рабочих задач, как организуете рабочий процесс и какого результата можете достигнуть.
Где взять кейсы?
В портфолио можно взять как уже имеющиеся кейсы, так и новые, разработанные специально для портфолио. В то же время, источниками хороших кейсов могут стать:
- Учебные задания, выполненные в процессе прохождения курсов или получения образования. Так, дипломный проект или прохождение практики вполне могут стать показательными кейсами в вашем портфолио.
- Решенные задачи с прошлых мест работы. Если во времена прошлой работы вы разрабатывали что-то, что могло бы войти в ваше портфолио – не бойтесь использовать такой кейс. Однако лучше делать это по согласованию с вашим прошлым работодателем или заказчиком – в некоторых случаях вы можете непредвиденно нарушить чужие авторские права.
- Конкурсы, хакатоны и другие профессиональные состязания. Подобные мероприятия позволяют не только познакомиться с коллегами из вашей профессиональной сферы и отточить свои hard-skills, но и создать сильные работы, которые впоследствии смогут украсить ваше портфолио.
Как составить?
Если кейсы для портфолио уже подобраны, вы можете перейти к его составлению. Имейте в виду, что современное портфолио чаще всего оформляется в диджитал-формате и используйте его преимущества: так, в ваше портфолио могут войти фотографии и рендеры работ, видеозаписи, тексты и элементы интерактивности.
Для создания своего портфолио вы можете использовать социальные сети или известные интернет-площадки, например Behance, Dribbble или Tilda. Публикация работ на таких ресурсах позволит вам привлечь внимание потенциальных работодателей, коллег и пользователей ресурса. Если же вы не планируете делать свое портфолио публичным, вы можете оформить его в виде pdf-презентации или галереи в облачном хранилище.
Начиная составлять портфолио продумайте его структуру и определите, какие работы в него войдут. Старайтесь соблюсти баланс между количеством работ и их качеством: добавляйте в портфолио лишь те кейсы, которые могут представлять интерес для возможного работодателя. Разбейте отобранные кейсы на группы или каталогизируйте их в хронологическом порядке – это позволит вам упорядочить навигацию по вашему портфолио. Подготовьте небольшое описание для каждого используемого кейса, а для особо примечательных визуализируйте процесс разработки. В процессе создания портфолио уделите особое внимание общему визуальному оформлению: его элементы должны акцентировать внимание зрителя на работах и способствовать удобочитаемости текстов.
Если вы претендуете на несколько разных вакансий, адаптируйте свое портфолио для каждой из них.
Что учесть?
Подводя итоги, давайте выделим пять самых важных советов, которые пригодятся вам при составлении портфолио:
- Кейсы. Результат работы, оформленный на одной странице мало кого впечатлит – в портфолио важно раскрыть то, как именно вы справляетесь с поставленными профессиональными задачами. Именно поэтому лучше всего оформлять крупные проекты в отдельные кейсы с визуализацией процесса работы, описанием целей и задач.
- Количество и качество. Будьте избирательны при выборе работ для портфолио – старайтесь не использовать в нем незаконченные или слабые работы. Но в то же время помните, что слишком малое количество работ вряд ли сможет в должной мере раскрыть ваши профессиональные навыки.
- Структура. Не превращайте портфолио в нагромождение малосвязанных между собой проектов – отсортируйте их по тематикам, направлениям своей деятельности или по хронологии. Так навигация по вашему портфолио станет удобнее и для вас, и для потенциальных работодателей.
- Стиль. Структуру портфолио сможет подчеркнуть сквозная стилистика. Постарайтесь привести свое портфолио к стилистическому единообразию: для этого вы можете использовать правила верстки и композиции, шрифты, цвета и т.д.
- Простота. Помните, что портфолио – это возможность быстро презентовать себя как профессионала. Не уходите в крайности и не перегружайте свое портфолио ненужными информацией или оформлением, старайтесь показывать в нем лишь то, что раскрывает ваши профессиональные качества.